Газета "Коммерсантъ", №240, 19.12.2012

 

"Сургутнефтегаз" начинает тратить

Нефтяная компания купит самую дорогую лицензию в истории российского рынка

 

 

Самая богатая нефтекомпания страны, "Сургутнефтегаз", впервые за последние несколько лет получила крупный актив. В ходе аукциона по лицензии на месторождение им. Шпильмана она подняла цену втрое — до 46,2 млрд руб. "Сургутнефтегаз", уже работающий на участке, считался основным претендентом, но с ним взялись активно конкурировать Газпромбанк и "Роснефть". В результате цена лицензии стала историческим рекордом для российского нефтяного рынка. При этом эксперты все равно считают покупку выгодной для "Сургутнефтегаза", а средств на счетах компании с лихвой хватит на оплату сделки.

 

"Сургутнефтегаз" стал владельцем месторождения им. Шпильмана (Северо-Рогожниковского) в ХМАО, сообщили вчера Роснедра. Компания выиграла аукцион, согласившись заплатить за лицензию 46,2 млрд руб. при стартовой цене в 14 млрд руб. В ходе торгов было сделано 23 шага (размер одного шага был установлен в 1,4 млрд руб.). Конкурентами "Сургутнефтегаза" в борьбе за месторождение были "Роснефть", "Газпром нефть" и дочерняя структура Газпромбанка — ООО "Статус".

"Сургутнефтегаз" занимался доразведкой месторождения, в которую вложил 300 млн руб., говорил в июне глава компании Владимир Богданов. Кроме того, около 5 млрд руб. потрачено на инфраструктуру находящегося рядом Рогожниковского участка, где он добывает нефть с 2005 года. Теперь "Сургутнефтегаз" получит месторождение им. Шпильмана на 25 лет. В течение года он должен подготовить план работ, а в течение пяти лет — пробурить не менее трех разведочных скважин. Кроме того, "Сургутнефтегаз" обязан перерабатывать и реализовывать на внутреннем рынке 30% добытого сырья.

Столь резкий рост цены и активная борьба за месторождение выглядят неожиданно — "Сургутнефтегаз" считался основным претендентом. По словам одного из источников "Ъ", знакомого с ходом проведения аукциона, основная борьба развернулась со "Статусом" и "Роснефтью". Источник "Ъ", близкий к "Сургутнефтегазу", рассказывает: "мы изначально настраивались на победу, готовы были торговаться", но итоговая сумма удивила руководство нефтекомпании. "Богданов крайне неохотно расстается с деньгами, и переплачивать втрое — не про него,— поясняет собеседник "Ъ".— Но в наши расчеты по проекту эта цифра более или менее укладывается". Другой источник говорит, что "было понимание, что "Газпром нефть" вряд ли будет готова серьезно торговаться, а "Роснефть" интересуют другие конкурсы". По его словам, первую часть аукциона с "Сургутнефтегазом" торговался именно "Статус", а потом стоимость начала повышать "Роснефть". Источник "Ъ", близкий к "Сургутнефтегазу", отмечает, что "у компании не было выбора, нам надо было получить лицензию". "Видимо, кто-то заинтересован в наполнении бюджета таким образом",— отмечает он.

Для "Сургутнефтегаза" лицензия на месторождение им. Шпильмана — самый крупный актив, приобретенный за последнее время. В течение трех лет нефтекомпания получила более десяти лицензий на разведку и разработку месторождений, в том числе в ХМАО. Но их ресурсы невелики. Так, совокупные ресурсы пяти участков в Ямало-Ненецком АО, которые компания получила в октябре текущего года, составляют 37,4 млн нефти и 25,6 млрд кубометров газа (запасы Шпильмана — 145,9 млн тонн нефти по С1). Самым дорогим приобретением до сих пор были Южно-Ватлорский и Верхне-Казымский участки в Ханты-Мансийском АО, за которые компания заплатила в целом около 2 млрд руб. Последний раз "Сургутнефтегаз" претендовал на крупный актив в конце 2010 года, когда принял участие в конкурса на месторождения им. Требса и Титова (запасы — 142 млн тонн). Именно он должен был поспорить с "Башнефтью" за получение лицензии, но в последний момент отозвал свою заявку. В результате "Башнефть" получила лицензии всего за 18,5 млрд руб.

По оценке Валерия Нестерова из Sberbank Investment Research, "Сургутнефтегаз" платит $6,18 за баррель запасов — в четыре раза больше, чем ТНК-ВР на аукционе за также крупное Лодочное месторождение 11 декабря (она согласилась заплатить 4,6 млрд руб., что только на 30% выше стартового платежа). Но участок необходим компании, поскольку ей нужно стабилизировать добычу в Западной Сибири, упавшую на 11,2% за последние четыре года. Поэтому компания и потратила на лицензию 40% всего денежного потока за текущий год, полагает аналитик. Но в целом это выгодное приобретение, добавляет он, так как месторождение находится в регионе с развитой инфраструктурой рядом с другими активами "Сургутнефтегаза". По подсчетам Валерия Нестерова, полка добычи на Северо-Рогожниковском может достигнуть 5-6 млн тонн в год, но это произойдет не раньше 2019-2020 года. Деньги на сделку у "Сургутнефтегаза" есть — по состоянию на конец первого полугодия у него скопилось на счетах около $28 млрд.

Стоимость Шпильмана стала историческим рекордом для российского рынка. Однако через неделю он может быть побит — 25 декабря пройдет аукцион на самый крупный из выставленных на продажу участков, Имилорское месторождение в ХМАО. Стартовая цена составляет 25,4 млрд руб. Источники "Ъ" считают, что наиболее высокие шансы на победу у "Роснефти". Помимо госкомпании, в аукционе примут участие дочерние структуры ЛУКОЙЛа и "Газпром нефти". Месторождением также интересовались "Сургутнефтегаз" и "Статус", но они не стали подавать заявки.

Анна Солодовникова, Кирилл Мельников


ОАО «ЦНТ» и ОАО «ИРЗУС» предлагают проведение  независимого аудита лицензионных участков (ЛУ)
 

ОАО «ЦНТ» предлагает проведение работ по диагностике ЛЭП

 

«Дистанционное зондирование Земли с целью выявления и координатной привязки контуров аномалий, ассоциируемых с признаками скоплений углеводородов».

Данный аудит необходим для построения оптимального процесса ГРР, снижения стоимости и сокращения сроков его проведения. Аудит нефтегазоносности незаменим при оценке инвестиционной привлекательности и перспективности ЛУ.

 
 

     

 

 

 

 

 



 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 Адрес: 101000, Россия, г. Москва, ул. Малая Лубянка, д. 8 Тел.: 623-90-02, 623-88-65 (факс), e-mail: cpnt@yandex.ru, cpnt@cpnt.ru.
Схема проезда

ru   ru   ru   
сделать стартовой