Газета "Коммерсантъ", №93/П, 03.06.2012

Штокман отложат в фонд будущих поколений
 
Освоение месторождения могут заморозить на неопределенный срок
 
После пяти лет неудачных попыток начать разработку одного из крупнейших в мире месторождений, Штокмановского, "Газпром" готов оставить его "будущим поколениям". Заменить неудавшийся мегапроект может Южно-Киринское месторождение ("Сахалин-3"), на котором "Газпром" неожиданно нашел запасы, соразмерные Штокману. Но Сахалин гораздо ближе к наиболее перспективным сегодня рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Эксперты согласны, что сейчас разработка Штокмана бессмысленна и рентабельным он станет не раньше 2025 года, но опасаются, что и сахалинское месторождение постигнет та же участь.
 
В пятницу зампред правления "Газпрома" Андрей Круглов заявил, что Штокмановское месторождение с запасами в 4 трлн кубометров газа, возможно, "станут осваивать уже будущие поколения". Сейчас для Штокмана нет рынков сбыта: прежде он был ориентирован на поставки сжиженного природного газа (СПГ) в США, но Штаты уже способны обеспечивать себя газом самостоятельно и даже готовятся к его экспорту. "Штокман остается слишком дорогим, и никаких подвижек по началу его освоения пока нет",&mdashmdash; подтвердил источник "Ъ", близкий к "Газпрому". На этой неделе перспективы Штокмана обсудит правление "Газпрома", сказал Андрей Круглов. При этом источники "Ъ" в отрасли считают, что официального отказа от Штокмана ожидать не стоит, так как осваивать это месторождение в любом случае обещал лично президент Владимир Путин.
Штокмановское месторождение в Баренцевом море было открыто еще в 1988 году. В 2002-м для разработки месторождения было создано СП между "Газпромом" и "Роснефтью", но через два года нефтекомпания вышла из проекта. "Газпром" вел переговоры об участии в освоении Штокмана с Chevron, ConocoPhillips, Total и Statoil. В результате партнерами монополии стали две последние компании, получившие в 2008 году 49% в операторе проекта Shtokman Development AG.
 
Акционерное соглашение по освоению Штокмана между "Газпромом", Total и Statoil истекло в середине 2012 года, норвежская компания вышла из проекта, официальным партнером "Газпрома" осталась только Total.
В конце мая технический советник Total Кевин Бойн даже заявил, что для разработки месторождения изучается возможность использования плавучего СПГ-завода. Штокмановским проектом интересовалась и Shell, с которой монополия недавно подписала меморандум о стратегическом сотрудничестве.
 
Сам "Газпром" еще в середине февраля сообщил, что освоение месторождения возможно только после 2019 года. Его новыми целевыми рынками назывались Европа и АТР. Но в пятницу в Амстердаме глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что "рост поставок СПГ в Европу оказался значительно ниже прогнозируемых ранее значений, что привело к снижению доли Европы в мировом импорте СПГ с 28% в 2009 году до 21% в 2012-м". Тенденция сохранилась и в первом квартале 2013 года, поэтому топ-менеджер считает, что поставки трубопроводного газа для Европы важнее. То есть основным рынком СПГ, в том числе для "Газпрома", остается АТР. Для этого "Газпром" планирует расширять действующий завод СПГ в рамках проекта "Сахалин-2" и строить новый завод "Владивосток СПГ".
 
Ресурсной базой для этих проектов должны стать в том числе участки недр в рамках проекта "Сахалин-3", среди которых — Южно-Киринское месторождение. Его запасы на сайте "Газпрома" оцениваются в 260 млрд кубометров газа. Но в пятницу Андрей Круглов заявил, что запасы месторождения переоценены и сейчас известно, что "они близки к запасам Штокмана". Собеседники "Ъ", близкие к "Газпрому" поясняют, что на этом фоне разработка Штокмана потеряла смысл, так как для целевого азиатского рынка теперь есть новое, близкое к нему гигантское месторождение.
Но "разработка месторождений Киринского участка требует значительных капиталовложений",— говорит содиректор "Инвесткафе" Григорий Бирг. И если раньше "Газпром" планировал ввести месторождение в 2013 году, то в настоящее время компания настаивает на том, что реализовать проект в отсутствии налоговых льгот невозможно. А без них, считает аналитик, "Сахалин-3" может постичь та же участь, что и Штокмана.
 
Но, если запасы Южно-Киринского месторождения действительно столь велики и "Газпром" добьется по нему льгот, это решит для монополии проблему ресурсной базы для реализации его Восточной газовой программы, говорит глава отдела развития нефтегазового сектора России Института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова. Прежде всего это может снизить себестоимость газа проекта "Владивосток СПГ", так как он будет обеспечиваться сырьем только по действующему газопроводу Сахалин—Хабаровск—Владивосток (1800 км), а не по планируемому и более протяженному газопроводу "Сила Сибири" (3200-4000 км) из Якутии и Иркутска. В конце мая зампред правления "Газпрома" Виталий Маркелов подтвердил, что газ из "Силы Сибири" будет поступать на "Владивосток СПГ" только после строительства его третьей очереди после 2020 года.
 
Разработка Штокмана станет рентабельна после 2025 года, считает Татьяна Митрова. В Европе сокращается собственная добыча, к этому моменту ее потребность в импортном газе возрастет, вырастут цены, а Штокман освобожден от экспортной пошлины, говорит эксперт, поэтому СПГ с него в перспективе может быть более конкурентоспособным по сравнению с трубопроводным газом.
 
 
Михаил Серов, Ольга Мордюшенко
 

ОАО «ЦНТ» и ОАО «ИРЗУС» предлагают проведение  независимого аудита лицензионных участков (ЛУ)
 

ОАО «ЦНТ» предлагает проведение работ по диагностике ЛЭП

 

«Дистанционное зондирование Земли с целью выявления и координатной привязки контуров аномалий, ассоциируемых с признаками скоплений углеводородов».

Данный аудит необходим для построения оптимального процесса ГРР, снижения стоимости и сокращения сроков его проведения. Аудит нефтегазоносности незаменим при оценке инвестиционной привлекательности и перспективности ЛУ.

 
 

     

 

 

 

 

 



 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 Адрес: 101000, Россия, г. Москва, ул. Малая Лубянка, д. 8 Тел.: 623-90-02, 623-88-65 (факс), e-mail: cpnt@yandex.ru, cpnt@cpnt.ru.
Схема проезда

ru   ru   ru   
сделать стартовой